СЛОВА, встречающиеся в произведениях Максимилиана Волошина

 
Киммерия Киммерия — полулегендарная страна, расположенная, согласно мифологической традиции, в Северном Причерноморье и населенная воинственным кочевым народом - придуманное М. Волошиным название восточной, холмистой части Крыма, от Карадага и Коктебеля до Керчи.

 
Коктебель Коктебель — расположен в Юго-Восточном Крыму в 140 км. от Симферополя и в 35 км. от Феодосии. В Коктебеле находится дом-музей Максимилиана Волошина и уникальный музей планеризма, а также знаменитый дельфинарий. Коктебель всегда был и остается излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции.

 
Карадаг Карадаг - Черная гора — древний вулкан в Крыму. Один из экзотических уголков Карадага — хребет Карагач. С его вершины (333 м) хорошо просматривается Отуэская долина, за ней — трехвершинная гора Эчкидаг, а на горизонте — мыс Меганом. Причудливые фигуры изваяны в вулканических туфах ветрами, дождями и солнцем: Маяк, Шайтан, Пряничный конь, Сокол, Пирамида, Сфинкс... Самая удивительная часть Карадага — хребет Хоба-Тепе (вершина с пещерами). Она поднимается на высоту 440 метров. Это царство каменных пиков, стен, башен, гротов и пещер, поражающих первозданной красотой. Сказочную прелесть Карадага увековечили на своих полотнах И. Айвазовский, К. Богаевский, О. Острумова-Лебедева, о нем писали К. Паустовский, А. Грин, А. Ферсман, О. Мандельштам, А. Бенуа.

Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана,
Как воздымающийся храм,
Встает из сизого тумана.


                         (М. Волошин).

 
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях Орарий, орарь - часть диаконского облаченья, перевязь с крестами по левому плечу, порамица.
 
^
Обовью я чебром, мятой и полынью седой чело.  Чабрец - Thymus serpyllum L., или чабер, чебор, чебр, шебер, душевик, седник, крейдовник, богородская (богородицына) травка, фимиамник, тимьян - небольшой многолетний кустарник. Обладает сильным ароматом. О происхождении родового названия существует несколько версий. Согласно одной из них, оно связано со словом thyo — «совершать жертвоприношение». Эта версия основана на том, что чабрец является древнейшим культовым растением, у всех народов существовал обычай принесения чабреца в жертву богам: обычно он сжигался в храмах или на алтарях. Благоуханный дым (фимиам) возносился к небу, лаская обоняние богов и вызывая их благосклонность. В Древней Греции он посвящался Афродите, в Риме — богу времен Сатурну, а в России чабрец называют богородской или богородицыной травой. В обычае было в день успения Богородицы пучками ароматной травы украшать ее иконы. ^
То колос дня от пажитей востока.  Пажить - пастбище, место выгона скота.

^
И в небе теплятся лампады Семизвездья Семизвездье - созвездие Большой Медведицы ^
Гераклов град — Кадикс Кадикс - крупный портовый город Испании в провинции Андалузия.

^
в меня впадает Стикс Стикс («ненавистная») — в мифах древних греков божество одноименной реки в царстве мертвых. Клятва водой Стикс — самая страшная.
 
^
Ко мне склонились кедр и бледный тамариск Тамариск, тамарикс - род деревьев и кустарников семейства гребенщиковых. Около 60 видов, в пустынях, полупустынях и степях Южной Европы, Африки и Азии. Используют для закрепления песков, посадок на засоленных почвах.
 
^
И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью, — Земле незнаемой разносит весть Стрибожью . ^
Над гневным Сурожем и пенистым Азовом.  Сурож - один из древнейших городов Крыма, традиционно игравший выдающуюся военную, торгово-экономическую и культурную роль в истории Северного Причерноморья. Греки называли его Сугдеей, русские — Сурожем, генуэзцы — Солдайей. Сегодня это город Судак.

^
По стенам шифера, источенным водой,  Шифер - глинистый сланец черного или серого цвета, употребляемый для грифельных досок и в строительстве.

^
Клубы свинца, седые крылья пиний Пиния (сосна итальянская) - дерево семейства сосновых. По берегам Средиземного м., на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. Плоды пинии (пиниоли) съедобны.
 
^
Как темный лет разгневанных Эриний Эринии - в греческой мифологии богини мести. По одной из версий, они произошли из крови Урана, по другой - их родила Ночь (Никта) от Эреба. Считалось, что существуют три Эринии: Алекто, Тисифона и Мегера. Эринии выглядят как старухи и вместо волос у них на голове - развевающиеся змеи, а из страшной пасти капает кровь. В руках они держат зажженные факелы. Место их обитания - подземное царство Аида и Персефоны, откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.

^
Сыны огня и сумрака — Ассуры Ассур - божество солнца, главный бог г. Ашшур и Ассирии в целом. Благодаря ассирийской агрессии он завоевал главенствующее положение среди других богов Месопотамии. Город А., религиозная столица ассирийской империи, лежит в 60 милях (96,5 км) к югу от Мосула. В источниках он первоначально выступает как пограничный пункт аккадской империи, затем становится независимым городом-государством и столицей могущественной державы, падение которой оказалось для него гибельным.

^
СЕХМЕТ Сехмет , Сохмет (др.-егип. могучая) - в древнеегипетской мифологии божество мемфисской триады, покровительница власти фараонов, богиня войны. Почиталась в городе Мемфис, изображалась в виде женщины с головой львицы.
 
^
Наш путь ведет к божницам Персефоны Персефона (Кора) - в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина.
 
^
Вопли Деметры Деметра - в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера. На Боспоре - центральное олимпийское божество; на территории г. Керчи находится всемирно известный склеп Деметры с ее портретом.
 
^
Все так же пуст Эвксинский понт Эвксинский Понт - т. е. гостеприимное море; так стали греки называть Черное море, познакомившись с его плодородными, гостеприимными берегами. Раньше же они называли Черное море Авксинским, т. е. негостеприимным, так как их пугали бури этого моря.
 
^
За Киик-Атламой костистой  Киик-Атлама, Кеатлама, Кятлама - в Восточном Крыму (около Феодосии) голый обрывистый мыс, далеко выдающийся в море; северная часть массивная, с высокой пирамидальной вершиной, южная более низкая и узкая. 1) традиционно толкуется как “прыжок дикой козы” (от тюрк. кийик – дикая коза и атлама – прыжок); 2, 3) ср. тюрк. катлама блюдо из слоеного теста – по аналогии со слоистыми обрывами мыса.

^
Кричащая Гамадриада Гамадриады, греч. - нимфы деревьев, которые в отличие от дриад рождаются и умирают вместе с ними. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него полилась кровь, а ветви стали очень бледными. Это была кровь гамадриады, которая предрекла жестокому Эрисихтону возмездие. Богиня Деметра наказала осквернителя своего священного дуба, наделив Эрисихтона неутолимым голодом.
 
^
Окаменелых Керубу Керубы - изображения в виде крылатых зверей с человеческими головам выступающих в качестве стражей и символов святости места.
 
^
Кастилии нищих рыцарский покров.
Троады
скорбь среди немых холмов.
Апулии
зеркальные оправы. 
Кастилия (Castilla) - королевство в 11-15 вв. в центральной части Пиренейского п-ова. Династическая уния Кастилии и Арагона в 1479 положила начало единому государству - Испании.
 
^
КАЛЛИЕРА Каллиера - древнегреческий город.

^
Мы правим путь свой к солнцу, как Икар Икар - в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом.
 
^
Он не испил от Орковых ключей  Орк (лат. Orcus) - в римской мифологии бог подземного мира, владыка мертвых; его имя обозначало также само царство мертвых. 
 
^
Осенний рой теней Персефонеи Персефона (Кора) - в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина.

^
Печальный взор вперяет в ночь Пелид Пелид (греч . происходящий от Пелея) - в греческой мифологии имя Ахилла (по отцу) и его сына Пирра.
 
^
Лаокоон, опутанный узлами  Лаокоон - в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам. Скульптурная группа "Лаокоон" родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 до н. э., в музее Пио-Клементино, Ватикан).
 
^
Грааль скорбей несем по миру мы  Грааль - в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Считалось, что это чаша с кровью распятого Иисуса Христа или чаша для причащения, служившая Христу и апостолам во время Тайной вечери, и т. п. Грааль тесно связан с Артуровскими легендами. 

^
Податель света — Феб  Феб (греч. — блистающий) - второе имя бога Аполлона.

Аполлон — в мифах древних греков сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. В классический период истории Греции Аполлон воспринимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.
 
^
Кого влекла Изиды пелена  Изида (Исида) - в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. 

^
Ни в плясках жриц, ни в оргиях Менад Менады — спутницы Диониса, которые, следуя за ним, все сокрушали на своем пути увитыми плющем жезлами (тирсами). Полуобнаженные Менады в безумном восторге в клочья разрывали попадавшихся им на пути животных и убивали мужчин, вовлекая в свое шествие все новых женщин. 

Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс распустил швы на бедре, и таким образом Дионис вновь появился на свет. 

^
Кто, как Орфей, нарушив все преграды,  Орфей - фракийский певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и пением усмирял волны. Однажды жена Орфея Эвридика с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет, он оглянулся на любимую и навсегда потерял Эвридику. 

^
Скупой посев айлантов и акаций  Айлант высочайший (китайский ясень) - дерево до 30 м высотой, с ровным стройным стволом, покрытое серо-бурой морщинистой корой. 

^
Замкнул залив алкеевым стихом  Алкей  -  древнегреческий поэт-лирик. В его стихах преобладают мотивы гражданской войны (воспринимаемой с позиции аристократа), а также застольного веселья. Оказал влияние на Горация. 

Алкеева строфа (горациева строфа) - в античной лирике (Алкей, Гораций) и ее имитациях строфа из двух 11-сложных, 9-сложного и 10-сложного стихов логаэдического строения.

Логаэды (от греч. logaoidikys — прозаически-стихотворный) -  стихотворные размеры, образуемые сочетанием неодинаковых стоп (например, дактилей и хореев), последовательность которых правильно повторяется из стиха в стих или из строфы в строфу. В метрическом стихосложении — основная форма античной песенной лирики. 

^
Смоленые ахейские ладьи  Ахейский союз - антимакедонская федерация древнегреческих городов в Пелопоннесе.

^
И скорлупа милетских тонких ваз  Милет - древний город в Ионии (Малая Азия; современный Балат, в Турции), торговый, ремесленный и культурный центр античности. Играл ведущую роль в греческой колонизации (сам Милет основал около 80 колоний). Строго регулярная планировка Милета (по так называемой гипподамовой системе) - один из лучших образцов градостроительства.

^
Сарматский меч  "Сармат" обозначает "вооруженный мечом" и указывает на образ жизни этих кочевых племен, добывавших себе пропитание с помощью меча и лука. Сарматы жили родовым строем со значительными пережитками матриархата. Территория Сарматии простиралась по северному побережью Черного и Азовского морей, охватывала Северный Кавказ и доходила до Гиперборейских (Уральских) гор. По ней протекали реки Танаид (Дон), Вардан (Кубань), Ра (Волга). Ставрополье надолго становится центром Сарматских владений. Сарматы оказали большое влияние на организацию военного дела среди населения Северного Кавказа.

^
Ольвийский герб  Ольвия (греч. Olbia) - античный рабовладельческий город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название — Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки Ольвии расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и другие ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с Ольвией в торговых отношениях. Ольвия проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией — Милетом специальный дружественный договор.
 
^
Татарский глет зеленоватобусый  Глет - литаргирий, свинцовая слюда. Зильберглет, сплавленная закись свинца, употреблялась малярами, для варки масла, олифы. Глетовый, относящийся к глету. Глетовая дорожка, след, дорожка в горновой набойке, для стока сплавленного глета.

^
Но тени тех, кого здесь звал Улисс Улисс (лат.), Одиссей (греч.) - в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, главный герой поэмы “Одиссея”, повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище “хитроумный”). Приключения Одиссея и его возвращение к верной жене Пенелопе нашли отражение в ряде произведений литературы (у Гомера, Софокла, Еврипида и др.) и искусства (рисунки на античных вазах, фрески в Помпеях и др.). 

^
Огромный лик царицы Таиах Таиах - Тайа, царица древнего Египта, жена Аменхотепа III, мать Эхнатона.

^
Дворцов и храмов Тамерлана  Тамерлан (Тимур) - полководец, эмир. Создатель государства со столицей в Самарканде. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, М. Азию и др. ^
Степной джюсан звенит и плачет  . ^
КАСТАНЬЕТЫ Кастаньеты - ударный музыкальный инструмент, надеваемые на пальцы и скрепленные попарно деревянные пластинки, которыми производят резкие щелкающие звуки. Народные кастаньеты (в Испании, Италии, латиноамериканских странах).

^
Здесь ли ты жила, о, фея - Раутенделейн Раутенделейн - юная фея в драме "Потонувший колокол" - одной из наиболее значительных пьес Гауптмана. В ней на основе фольклорных традиций художник, возрождая сказочное волшебство романтической поэзии, воссоздает живописную картину горного царства. На склонах величественных гор с крутыми скалами, обрывами, голубыми прозрачными озерами обитают гномы, русалки, феи, леший, водяные. Все эти сказочные существа олицетворяют поэтическую стихию жизни. В маленькой лесной избушке под нависшей скалой живут старая волшебница Виттиха и юная фея Раутенделейн - опьяняющий, влекущий, но недостижимый идеал красоты и совершенства.

^
ТАНГЕЙЗЕР Тангейзер  (около 1205—1270) - немецкий поэт-миннезингер (буквально— певец любви). Оказал влияние на средневековых немецких куртуазных поэтов. Вел скитальческую жизнь, доходя во время своих странствий даже до мусульманского Востока. В противоположность всеобщему тогда поклонению женщине, он осмеивал рабское служение ей, не без иронии вышучивая тех женщин, которые требуют невозможных услуг от своих поклонников. В одной из своих песен Тангейзер говорит, что дама, которой служит он, обещает ему свою благосклонность лишь в том случае, если он постарается отвести течение Рейна подальше от Кобленца, если принесет ей песку из того моря, в которое опускается во время заката солнце, если подарит ей блеск луны, если научится летать, как скворец, сломает тысячу копий, вынет саламандру из огня и т.д.

^
Осенних тонов Тициана Тициан (Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (около 1476/77 или 1489/90—1576) - итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», около 1515—16), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта», 1516—18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», около 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», около 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545—46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», около 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573—76). Свойственные Тициану тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета оказали влияние на развитие мировой живописи.

^
Где говорил Цицерон Цицерон Марк Туллий  — древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами  при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому искусству (был квестором, претором, консулом). Сохранилось 58 речей, 19 трактатов, более 800 писем и др. сочинений.
 
^
Портик тяжких Пропилей Портик (от лат. porticus) - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком. 

Пропилеи (греч. propylaion) - возникшее в древнегреческой архитектуре обрамление парадного прохода или проезда симметричными портиками и колоннадами.

^
С ионийским завитком Ионийцы - одно из основных древнегреческих племен; населяли Аттику, часть о. Эвбея, острова Хиос, Самос, Наксос и др. В 11-9 вв. до н. э. колонизовали среднюю часть западного побережья Малой Азии (область Ионии), побережье Черного и Мраморного морей.

^
За извивами Кефиза . ^
Загорелый Эрехтейон... Эрехтейон (Эрехфейон) - памятник древнегреческой архитектуры, храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах. Отличается подчеркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.

^
Спит театр Диониса Дионис (Бахус, Вакх) — в мифах древних греков бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии. Мистерии сопровождались шествием Диониса в сопровождении вакханок, сатиров, менад и бассаридов с тирсами (жезлами), увитыми плющом; опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса, били в тимпаны, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин. Дионис вошел в число 12 олимпийских богов поздно. В Дельфах стал почитаться наряду с Аполлоном. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером.
 
^
Лиловым запахом шалфея Шалфей - род трав, полукустарников и кустарников семейства губоцветных, насчитывают около 700 видов шалфея по всему земному шару. Некоторые виды шалфея культивируют как эфиромасличные (например, шалфей мускатный и др.).
 
^
Дух вербены, ванили Вербена - травянистое дикорастущее душистое растение, разводимое как декоративное.

Ваниль - родственное орхидее тропическое растение, а также его плоды (стручки), употребляется как пряность и в парфюмерии.

^
Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Он соединил в себе художественный талант и научные познания. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху: проекты гидроканалов и ирригационных систем, металлургических печей, прокатных станов, землеройных и других машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Он занимался исследованием ископаемых остатков и выдвинул идею об их морском происхождении, экспериментированием по удалению органов у животных. Когда он заканчивал «Мону Лизу» (1503 г.), он одновременно углублял свои познания в анатомии, анализируя птичьи полеты и анатомируя трупы (нарисовал серию рисунков с натуры). Работая архитектором и инженером при дворе французского короля Людовика XIII (в 1506— 1513 гг.), он занимался исследованиями в области ботаники, геологии и гидравлики. Его ключом к пониманию мира служил девиз — «умей видеть». Был близок к созданию гелиоцентрической системы Вселенной. Сохранились записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов).

^
И темным пламенем дымится Трианон Трианон Малый - Жемчужина французской архитектуры XVIII века, созданный Габриелем Жак Анжем в Версале в 1762-1768 годах.
 
^
Взор пленен садами Иль-де-Франса Иль–де–Франс - область во Франции между Парижем и Орлеаном, домен Капетингов до начала XII в. Центр Иль–де–Франса – Париж.

^
Бродит осень парками Версаля Версаль (Versailles) - город во Франции, пригород Парижа, административный центр департамента Ивелин. Свыше 90 т. ж. В 1682—1789 резиденция французских королей. Крупнейший дворцово-парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17—18 вв.: дворец (в основном 2-я половина 17 в.), дворец Большой Трианон (1687), регулярный парк с бассейнами, фонтанами, скульптурами; в пейзажном парке — дворец Малый Трианон (1762—1764).

^
На скалах суровых Монсальвата Монсальват - гора с монастырем, на которой в замке хранится Грааль (святая чаша с кровью  Христа), на севере "готической" Испании.

^
Ах! В душе — пустыня Меганома Меганом - мыс, расположен между Судаком и Коктебелем.

^
ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ Диана де Пуатье (1499-1566) - Герцогиня де Валентинуа, фаворитка короля Генриха II.
 
^
Дворцов Фонтенебло торжественный ущерб Фонтенебло - колоссальный лес во Франции окружностью около 90 километров, а площадью около 17.000 десятин, объявлен национальной неприкосновенной собственностью. В центре его лежат дворец и сады Фонтенебло. Местность этого леса не столько живописна в парковом смысле, как романтична, так как полна скалистых ущелий, каменных холмов, вековых деревьев и т. п. Кроме лужаек с вековыми деревьями и фантастичных скал в ущельях, очень красивы виды, открывающиеся с холмов на лесистые дали, среди которых выделяются линии разбивки дворцовых садов.

^
Тобою осиян, Диана-Одалиска Диана - в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц. С 5 в. до н. э. отождествлялась с греческой Артемидой.
Артемида - в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове.

^
Богиня строгая, с глазами василиска Василиск - сказочное чудовище, змей, убивающий взглядом и дыханием.

^
Над троном Валуа воздвигла ты свой герб, Валуа — династия французских королей в 1328 — 1589 гг.
Главные представители: Карл V, Людовик XI, Франциск I, Генрих II, Генрих III.

^
Средь лилий Генриха и саламандр Франциска Лилии – геральдический знак французских королей из династии Бурбонов (Генрих IV)

Саламандра - символ Франциска I, французского короля из династии Валуа.

^
На шею уронив Оленя-Актеона Актеон - единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны - Артемиды. Разгневалась Артемида за то, что смертный нарушил ее покой и превратила несчастного Актеона в стройного оленя. Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Неизбежна гибель, рвут его тело на части рассвирепевшие псы. Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Затравили собаки дивного оленя, и не знали друзья Актеона, кем был этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды.

^
Ты нам изваяна на мраморах Гужона Гужон (Goujon) Жан (около 1510 — между 1564 и 1568) - французский скульптор эпохи Возрождения. Светские по мироощущению, поэтически одухотворенные, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы «Фонтана невинных», Париж, 1547—1549).

^
Образ бледного, больного,
Грациозного Пьеро...

Он поет в своем окне
Песню страсти лебединой
Коломбине и луне.
Пьеро (франц. Pierrot) - традиционный персонаж французского народного театра. Появился в начале 17 в.

Коломбина (итал. Colombina) - традиционный персонаж итальянской комедии дель арте — служанка, участвующая в развитии интриги. В более поздней французской традиции — возлюбленная Арлекина.

^
Чувяки синего сафьяна 
И синий шелковый бурнус
Чувяки (тюрк.) - мягкие кожаные туфли без каблуков у народов Передней Азии и Кавказа.

Сафьян (от перс. сахтийан) - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец. Используется для обивки мебели, изготовления обуви, галантерейных изделий и т.п.

Бурнус (араб.) - 1) плащ с капюшоном из белой шерстяной материи у арабов. 2) Род старинной русской верхней женской одежды.

^
И Осса, и Олимп, и черный Пелион Осса, Олимп, Пелион - горы. В мифах древних греков два брата-великана — От и Эфиальт (Алоады), славившиеся непомерной силой и гигантским ростом, угрожали богам, что взгромоздят гору Осса на Олимп, а на Оссу — гору Пелион и достигнут так неба, чтобы силой взять в жены богинь Геру и Артемиду. Они заковали в цепи Ареса, продержав его 13 месяцев в медном сосуде (откуда его освободил Гермес). Алоады были убиты стрелами Аполлона или сами пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида. Алоады считались создателями культа муз, которым они дали имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Айода («песнь»), считая, что их всего три.

^
Из Средиземного моря С семьею сирен Сирены - в греческой мифологии демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз. Сирены - это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением. Сирены ублажали некогда богиню Деметру. Мимо острова Сирен проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова Сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире). Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках.

^
Лампу Психеи несу я в руке Психея — в мифах древних греков олицетворение души, дыхания. Психея представлялась в виде бабочки, летящей птицы или девушки. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота — распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве.

^
Память — неверная нить Ариадны Ариадна - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его смотанной в клубок нитью, конец которой был закреплен при входе («нить Ариадны»).

^
Поет знакомый ритурнель Ритурнель (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — возвращение) -  
1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел в песне, арии. 
2) Вступительные и заключительные отыгрыши в танце. 
3) В балете 17 — начала 18 вв. инструментальное вступление к танцу.

^
Опять гудит подводный Китеж Китеж-град -  древний город, по народному поверью, чудом скрылся под землю во время нашествия Батыя; на его месте образовалось Святое озеро.

^
Прозрачна Сена... Тюильри... Тюильри - дворец и сад в Париже.
20 июня 1792 толпа ворвалась во дворец Тюильри и подвергла Людовика и Марию-Антуанетту крайним унижениям. 10 августа Тюильри вновь подвергся нападению, и королевская семья была арестована.

^
Фонтан и кони Аполлона, Аполлон — в мифах древних греков сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Аполлон родился на плавучем острове Астерия, явившем чудо рождения близнецов — Аполлона и Артемиды (после чего остров стал именоваться Делос — по-гречески "являю"). Совсем юным Аполлон убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. Здесь Аполлон основал свое прорицалище и учредил в свою честь Пифийские игры. Своими стрелами он поразил великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, сыновей Ниобы и киклопов, ковавших молнии Зевсу. Аполлон участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несли в лагерь ахейцев чуму. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия и, разгневанный, содрал с него кожу. Но, кроме губительных действий, Аполлону присущи и целительные: он прекратил чуму во время Пелопоннесской войны; он выступал защитником от зла и болезней. Эпитет Аполлона — Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание. Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад, основатель и строитель городов. Он — музыкант, кифару Аполлон получил от Гермеса; он — Мусагет («водитель муз»), покровитель певцов и музыкантов. 
Влюбчивый, он часто терпит неудачи: его любовь отвергли Дафна и Кассандра. Ему пришлось оплакивать гибель своих любимцев — юношей Гиацинта и Кипариса. Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, на Пелопоннесе и в др. местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия давала предсказания. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Афинского (или Делосского) союза греческих полисов, в нем хранилась казна союза и проходили собрания его членов. 
В классический период истории Греции Аполлон воспринимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Древний Рим. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь этого бога вековые игры, храм Аполлона близ холма Палатин был одним из самых богатых в Риме. В честь Аполлона были названы более 30 греческих городов (Аполлония).

^
Для нас был Грез смешон и сладок Грез (Greuze) Жан Батист (1725-1805) - французский живописец. Представитель сентиментализма. Морализирующие жанровые композиции из жизни третьего сословия ("Паралитик", 1763), слащавые изображения женских и детских головок. ^
Темно-зеленого Ватто Ватто (Watteau) Антуан (1684—1721) - французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, т. н. галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1718—1719).

^
Буше - изящный, тонкий, лживый Буше (Boucher) Франсуа (1703—1770) - французский живописец. Представитель рококо. Декоративные грациозные мифологические и пасторальные сцены, пронизанные куртуазной эротичностью, идиллические пейзажи, эмоционально-выразительные, кокетливые портреты, эскизы для шпалер.

^
Шарден - интимный и простой Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (1699—1779) - французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов («Медный бак», около 1733; «Прачка», около 1737).

^
Коро - жемчужный и седой,  Коро (Corot) Камиль (1796—1875) - французский живописец. Один из основоположников национальной пейзажной школы 19 в. Наряду со строго построенными «историческими пейзажами» писал одухотворенно-лирические ландшафты, отмеченные богатством валеров, тонкостью серебристо-серой гаммы, мягкостью воздушной дымки, окутывающей предметы («Воз сена», «Порыв ветра», около 1865—1870).

^
Милле - закат над желтой нивой Милле (Millet) Жан Франсуа (1814—1875) - французский живописец и график. Обыденным эпизодам крестьянской жизни и труда придавал всеобъемлющий человеческий смысл и значительность, преображая их в величественно-лаконичные, торжественные сцены, насыщенные ощущением правды, добра и поэзии («Сборщицы колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859).

^
Веселый лев - Делакруа Делакруа (Delacroix) Эжен (1798—1863) - живописец и график, глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведений («Резня на Хиосе», 1823—1824; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины», 1833—1834; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840—1841), илл. к произведениям У. Шекспира, И.В. Гете.

^
Сибилл, пророков, королей...  Сибиллы (сивиллы) — в мифах древних греков пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Первоначально Сибилла — собственное имя одной из прорицательниц.

^
Фуке - безжалостный анатом Фуке (Fouquet) Жан (около 1420 — между 1477 и 1481) - французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Строгие и точные по характеристике портреты («Карл VII», около 1444), миниатюры.
 
^
Им мир Рэдона так созвучен Рэдон Одилон (1840—1916) — французский художник, один из основоположников символизма в живописи. ^
Роден навеки заковал  Роден (Rodin) Огюст (1840—1917) — французский скульптор. Смелость пластичности исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884—1888; работы для «Врат ада», с 1880, в том числе «Мыслитель»).
 
^
Орфей родную тень зовет (Эвридика) Орфей — фракийский певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и пением усмирял волны Однажды жена Орфея Эвридика с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет, он оглянулся на любимую и навсегда потерял Эвридику.
 
^
Как Калибан из лжи поэта Калибан - раб, уродливый дикарь в одной из самых загадочных пьес В. Шекспира "Б У Р Я"

^
Дух мой в России... Ведет Антигона
Знойной пустыней слепца. 
Антигона — в мифах древних греков дочь царя Фив Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады города семью вождями (по числу ворот в Фивах). Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребенным, Антигона, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата. Слабая, нерешительная сестра Антигоны Исмена боится нарушить запрет Креонта, и Антигона одна совершает над Полиником символический обряд погребения. Схваченную стражниками, Антигону заключают в пещеру, где она кончает жизнь самоубийством. Этот наиболее распространенный вариант мифа восходит к трагедии Софокла «Антигона».

^
РУАНСКИЙ СОБОР Руанский собор - церковь Нотр-Дам в Руане, главном городе Нормандии, один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. 

^
Поздних зорь далекая Осанна Осанна - (еврейское слово, образовавшееся из глагола (hoschia - гошиа) сохранял, спасал, помогал). Слово осанна выражает или моление о помощи: помоги! спаси! сохрани! или уверенность в помощи: спасение! помощь! Судя по употреблению сего слова, можно полагать, что иногда оно в устах многочисленного народного собрания делалось междометием, и выражало радость о близкой и надежной помощи. Так, этим восклицанием народ еврейский приветствовал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних! В сказании об этом событии евангелист Лука вместо слова осанна употребляет - слава, слава в вышних.
 
^
СТИГМАТЫ «Стигматы» — множественное число от слова «стигма» (от греч. stigma - укол - пятно), которое означает отметину, — чаще всего клеймо позора или дурной славы. Говорят, что стигматы появлялись сверхъестественным образом на теле некоторых религиозных людей, как напоминание о пяти ранах, нанесенных Христу на кресте. Кроме того, в христианском искусстве стигматы на теле у Св. Екатерины Сиенской и Св. Франциска Ассизского служат их атрибутом.
 
^
Вздох земли подъемлет лития . ^
Глубь земли... источенные крипты Крипта (лат. crypta, от греч. krypte) - в Древнем Риме сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре часовня под храмом, служившая для погребения.

^
В кружевах и белой кисее Кисея (тюрк.) - легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в крупную клетку и набивным цветочным орнаментом по белому или светлому фону. Из кисеи шьют легкие женские и детские платья.
 
^
И сняты с плеч твоих любви вериги Вериги - тяжелые железные цепи, обручи и т. п., носимые на голом теле для доказательства преданности Богу.
 
^
Мы, как пчелы у чресл Афродиты Чресла - поясница, крестец, или окружность тела над тазом.

Афродита - в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология ее имени «пенорожденная» и одного из ее прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
По своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появляется в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение Афродите часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую свое место среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита - дочь Зевса и Дионы, ее рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита - Киприда, «кипро рожденная»). Мужем Афродиты является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и Афродиты повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония. Сыном Афродиты от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

^
Встречая восход Ориона Орион — в мифах древних греков великан-охотник. Погиб от стрелы Артемиды и был превращен Зевсом в созвездие.

^
Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе. Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696—1770) - итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Представитель венецианской школы. Динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, около 1750), религиозные и жанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты. 

Джорджоне (Giorgione) (настоящее имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477—1510) - итальянский живописец. Представитель венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы («Юдифь», около 1502, «Спящая Венера», «Гроза»).
 

^
И пышный снится сон: и лавры, и акант Акант (аканф) (греч. akanthos) - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко употребляется в античном искусстве. 

^
По мраморам террас, и водные аркады Аркада (франц. arcade) - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

^
Из горьких буксусов и плюшевых гирлянд Буксус - самшит вечнозеленый. Распространен в странах Средиземноморья, заходит на Кавказ, где растет в подлеске смешанных и лиственных лесов, хорошо переносит даже густую тень. Дерево до 15 м высотой, реже кустарник. Устойчив к вредителям и болезням. Все части растения и особенно листья ЯДОВИТЫ! Широко распространен в озеленении городов юга России. В зонах с умеренным климатом самшит вечнозеленый вырастает до 2 и более метров и круглый год щеголяет своим ярко-зеленым нарядом. Однако размеры этого кустарника определяются высотой снежного покрова. Самшит достаточно устойчив к зимним холодам, но, как всякая вечнозеленая культура, страдает, а порой и погибает от зимних иссушающих ветров и весеннего обжигающего солнца, уничтожающего за несколько ясных дней растение полностью.

^
Шутов Веласкеса и дураков Шекспира... Веласкес, Родригес де Сильва (1599—1660) - испанский живописец. С 1623 придворный живописец Филиппа IV. Писал картины, в которых необычно и остро соединяются элементы мифологического и бытового жанров («Вакх», около 1630; «Пряхи», 1657), сцены из народной жизни («Завтрак», около 1617—1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656). Один из основоположников исторического жанра в европейском искусстве («Сдача Бреды», 1634—1635). Живопись Веласкеса отличается смелостью и свежестью сложных композиционных решений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. 

Шекспир (Shakespeare) Уильям (1564—1616) - английский драматург, поэт; был актером королевской труппы. Поэмы «Венера и Адонис» (1593) — на мифологический сюжет, «Лукреция» (1594) — из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом — комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни — «Ромео и Джульетта» (1595). В исторических хрониках («Ричард III», 1593; «Генрих IV», 1597—98), трагедиях («Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605; «Макбет», 1606), «римских трагедиях» («Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», 1607; «Кориолан», 1607), лирико-философских «Сонетах» (1592—1600, опубликованы в 1609) нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как вечные и неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности — добро, достоинство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Создал яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за разлад мира («распавшуюся связь времен»), так и готовые преступить нравственный «закон» и погибнуть ради всепоглощающей их идеи или страсти (честолюбия, власти, любви). Поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612). Трагедии Шекспира — величайшие образцы трагического в мировой литературе.
 

^
Сияет мне один на фоне Ренессанса Ренессанс (Возрождение) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы 14—16 вв., переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

^
На дымном золоте испанских майолик Майолика (итал. maiolica) - вид керамики, изделия из цветной обожженнойглины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майоликихарактерны мягкие, округлые формы, яркая роспись - по непрозрачной глазуриили (т. н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.Знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения.

^
На синей зелени персидского фаянса... Фаянс - от названия итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства, керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).

^

Продолжение...


Большой энциклопедический словарь, Толковый словарь Даля, Словарь Ушакова,
Словарь Ожегова, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Современная энциклопедия...

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов)

Большой энциклопедический словарь - on-line

Энциклопедический словарь Брокгауз & Ефрон

Брокгауз On-line дореволюционные Энциклопедии, Словари, Справочники

Edic - Большой Энциклопедический Словарь

MegaBook. Толковый словарь русского языка

Мир энциклопедий. Энциклопедии On-line

РУССКИЕ СЛОВАРИ. СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА

Словари Энциклопедии Справочники

Словесник

СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ГЛОССАРИИ




В библиотеку *** ^ *** Продолжение... М. Волошин